|
|
|
|
Весна... Это значит, скоро – ясное небо, колокольный перезвон, возгласы «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!»... Пасха.
Про главный и самый желанный пасхальный подарок помним?
Помним!
Значит, будем играть в Фаберже...
|
Нам понадобится:
|
- Деревянная болванка-яйцо с подставкой;
- Леска диаметром 0.15 мм;
- Бисер:
- Ножницы.
|
Итак, у нас есть болванка в форме яйца. В продаже сейчас можно найти деревянные яйца любых размеров, вплоть до схожих со страусиными; выбирать можно руководствуясь не только здравым смыслом, но и любовью к абсурду, но начать лучше со стандартного, небольшого размера (фото 1) – и времени оплетение займёт меньше, и не изделие не потребует слишком масштабного сюжета для изображения; а панораму Бородинской битвы можно будет изображать чуть позже, когда освоимся с азами, идёт?
С деревянными яйцами продаются ещё и подставки. Включать ли такую подставку в своё изделие, решает сам мастер, но по-моему, кашу маслом не испортишь – и выглядит получившееся изделие законченно, и удобнее держать его на видном и почётном месте, и, что немаловажно, подставка – сильное техническое подспорье в самом начале работы. Впрочем, можно обойтись и без неё, но так или иначе, её придётся чем-то заменять, так что лучше сразу не скупиться...
|
|
Шаг 1. Намечаем будущий рисунок. Возможностей здесь масса – можно выбрать традиционный крест, буквы ХВ или просто эффектный геометрический узор, можно создать из бисера пейзаж или фигуру ангела, а можно и вовсе отпустить свою фантазию в абстракционистские миры или страну народных росписей. Выбор за вами. Плести наобум бессмысленно и тяжело; без плана в нашем деле никуда. Есть вариант – прорисовывать заранее на клетчатой бумаге схему будущего рисунка, так, чтобы одна клетка соответствовала одной бусине. Может быть, начать действительно стоит с такого пути, но я бы предложила другой, может быть, чуть менее сложный, но не менее эффективный: наметить эскиз карандашом на самом яйце (фото 2). В проработку мелких деталей сильно не вдаёмся, тем более, что на небольшом яйце средствами бисероплетения их можно и не передать, но контуры предметов должны быть переданы чётко. В своём мастер-классе я предлагаю оплести пасхальное яйцо достаточно простым ночным пейзажем с церквушкой (восходящей, честно сказать, к храму Покрова на Нерли). Прорисовываем линию горизонта, саму церковь, луну и звёзды над ней, тропинку и деревца, в том числе и на другой, «непарадной» стороне яйца – разглядывать-то его благодарные зрители будут целиком!
|
Фото 2
|
|
|
|
Шаг 2. Начнём мы оплетать яйцо снизу. Так как болванка гладкая, никакой бисер на ней сам по себе держаться не будет. Поэтому с самого начала крепим подставку к яйцу, или яйцо к подставке, – или на клей, если вы однозначно решили их не разделять в дальнейшем, или хотя бы на пластилин, временно, с тем, чтобы отсоединить, когда придёт время (фото 3).
|
Фото 3
|
|
|
|
Шаг 3. Начинаем плести. Делать мы это будем крестиком, одним из самых простых способов в бисероплетении. Плетём цепочку, помня, что она будет началом нашего зелёного луга и жёлтой тропинки (фото 4). Делаем её такой длины, чтобы она охватывала яйцо в его основании (фото 5). Замыкаем цепочку в кольцо, надев её на болванку так, чтобы подставка выступала своеобразным «держателем» (фото 6).
|
|
Шаг 4. Продеваем леску в верхние боковые бисеринки так, чтобы перейти на следующий ряд. Теперь для каждого крестика нам нужно уже не 4, а 2 бусины – боковая (та, в которую проходит одна нить) и центральная (та, в которой нити скрещиваются). Так идём по кругу, меняя цвет бисера там, где нужно. Не забываем сверяться с рисунком на яйце – то, что мы выплетаем, должно соответствовать нарисованному. Зелёный луг (его можно разнообразить мелкими цветами из одной-трёх-четырёх бисерин других оттенков, но здесь главное не переборщить) и жёлтая тропинка... зелёный...жёлтый... (фото 7) пока ещё мы ничего не убавляем и не прибавляем, и рисунок технически несложен, но такая идиллия продлится недолго. |
Фото 7
|
|
|
|
Шаг 5. А вот и церковь! Начинаем с фундамента. Зелёный бисер сменяем на белый, а в четырёх местах – на телесный, чтобы обозначить рельеф (фото 8). Особенно внимательно следим за тем, чтобы рисунок уже на данном этапе был симметричным – вольности мы себе можем позволить, изображая дерево или облако, а здесь у нас архитектурное сооружение, как ни крути... церковь условно разделим на три части, две боковые – по 5 бисерин, центральная – 7. |
Фото 8
|
|
|
|
Шаг 6. Ещё 4 ряда строили мы церковь, и возникло у нас сразу две проблемы – расширения яйца и появления горизонта. Со второй всё просто: зелёный бисер меняем на тёмно-синий, ибо у нас ночь звёздная и лунная (можно бы белый день, тогда голубой взяли бы), а вот с первой... Делаем всё сугубо на глазок, ориентируясь исключительно на форму попавшейся нам в руки болванки. Бисерное плетение охватывает её туго, но когда мы видим, что слишком туго и не мешало бы чуть-чуть прибавить, проплетаем один крестик не из двух бисерин, соединённых с ещё двумя из предыдущего ряда, а из четырёх: полноценный такой крестик (фото 9). Он сразу чуть-чуть расширяет плетение, а если он будет ещё и не один, то дело пойдёт гораздо лучше – постепенно наше плетёное «полотнище» будет расширяться, охватывая деревянную заготовку. Главное – стараться производить такие манипуляции с прибавлением не в тех местах рисунка, где мы изображаем строго геометрические объекты, а там, где выплетаем просто фон (как в данном случае – небо или луг).
|
Фото 9
|
|
|
|
Шаг 7. В небе потихоньку зажигаем звёзды – из одной бисерины или аж четырёх сразу (фото 10). Выращиваем дальше деревца на обратной стороне яйца. На церкви прорисовываем элементы рельефа – некие художественные линии под окнами из трёх бисеринок каждая (фото 11). Делаем это в крайних частях, средняя будет от них несколько отличаться.
|
Фото 10
|
Фото 11
|
|
|
Шаг 8. Займёмся окнами храма – сделаем их в центрах крайних частей. Они по ночному времени тёмные, поэтому берём коричневый бисер. Ширина одного окна у нас будет равняться двум бисеринкам. Чтобы они находились на одном уровне, поступим так: сделаем две бусины подряд центральными: два раза скрестим в них леску, не надевая боковых бисерин (фото 12). Затем возвращаемся к обычному плетению. Не забываем чередовать телесный и белый бисер в церквушке. На этом же ряду выплетаем пресловутую художественную линию под центральным окном. |
Фото 12
|
|
|
|
Шаг 9. Выплетаем центральное окно и закругляем боковые – вместо двух бисерин сводим их к одной (фото 13). Затем закругляем над окнами линии рельефа, сделав в них вкрапления из двух красных бисерин (фото 14), и переходим к крыше. Она у нас будет алая, чего, вроде бы, по ночному времени быть не должно, но у нас же ночь необычайная, да и звёзды с луной светят на славу. Так что берём ярко-красный бисер и, чуть сузив очертания церкви за счёт синих бисерин с боков, проплетаем из него один ряд во всю ширину нашего нарисованного храма. Потом снова синий бисер, который можно сделать плавно переходящим в фиолетовый, если повезёт найти два близких оттенка. Творческой рукой рассеиваем по небу звёзды...
Это тот момент, когда уже постепенно можно переходить к сужению плетения (и, кстати, именно здесь можно отделить подставку, если она не входит в ваш художественный замысел). Здесь поступаем «с точностью до наоборот» - некоторые крестики, которые придирчивому взгляду кажутся уж слишком близкими друг к другу и неплотно прилегающими к яйцу, сокращаем – из двух оставляем один (т.е. пропускаем через него леску следующего ряда, плетём через него), а второй бросаем на произвол судьбы (фото 15).
|
|
Шаг 10. Переходим к верхней, совсем узкой части храма. Состоит она у нас из семи бисеринок в ширину и находится строго над центральной частью; плетём из белого бисера, затем, после двух рядов, делаем три окна, совсем узких, в одну бисеринку (три бисерины, расположенных вертикально, в каждом) (фото 16). |
Фото 16 |
|
|
|
Шаг 11. Занимаемся куполом. Тут нам нужен золотой бисер и, опять же, строгая симметрия – купол делаем луковицей (3 ряда: 11, 9, 5 бисерин) – и крест над ним (фото 17). Попутно не забываем и золотой месяц прорисовывать, и всё те же звёзды, золотые и перламутровые, да ещё и разных размеров. |
Фото 17 |
|
|
|
Шаг 12. Сокращаем, сокращаем и ещё раз сокращаем! Теперь уже не выборочно, то тут, то там по одному крестику, а каждый второй, сводим их число на нет, чтобы они плотной сеткой охватили болванку. (фото 18) Оп-ля! А никакой болванки уже и не видно, а есть только блестящее, почти драгоценное и уж точно эксклюзивное пасхальное яйцо – почти что работа Фаберже!... (фото 19) |
Фото 18 |
Фото 19
|
|
|
Шаг 13. Осталось решить, что делать с подставкой. Если её всё-таки нет – возвращаемся к началу, вдеваем леску в бисерины первого ряда и оплетаем лысый кусочек яйца. Если подставка нам нужна – скрепляем её понадёжнее с яйцом и охватываем совсем уж коротенькой цепочкой из крестиков. Предлагаю поступить несуразно и сделать это посередине, потому что так удобнее всего – цепочка лучше зафиксируется. Сделали? Теперь оплетаем её по уже знакомому нам принципу – сначала вверх, потом вниз. Лучше всего постараться сделать из подставки и яйца единое целое, то есть выбрать цвета подставки в соответствии с низом яйца. |
Вот и готова наша работа! И если она принесёт радость кому-то из дорогих людей в светлый праздник Пасхи... разве это не было главным её назначением?
Именно это...
...А на следующий год будет новое маленькое блестящее чудо...
|
|
Людмила Шмаракова |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
славный мастер класс, обязательно попробую сделать.
Спасибо за оценку, удачи :)
Это была я, автор :))
а я делала фабержэ по другому и они тоже шли на ура и вообще вы к себе в компанию принимаете я могу тоже кое что показать из бисера
Ага, принимаем :). Регистрируйтесь и создавайте собственный альбом. А мы полюбуемся :).
спасибо. подробно и понятно
просто класс!! Но незнаю, получится ли у меня?
жизнь удивительна и прекрасна!!!
Это именно то, что надо было моей замечательной теще.