|
|
|
На полярных морях и на южных,
По изгибам зелёных зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей…
Н. Гумилёв
|
|
Кто из нас в детстве не мечтал пережить приключения героев Стивенсона и Сабатини, брать на абордаж испанские галеоны, закапывать и откапывать сокровища, поправлять такелаж в кейптаунском порту и вообще красиво жить по ту сторону трудовой книжки? |
Все те, кому в романтическом прошлом хотелось слышать скрип своей деревянной ноги, поймут и не осудят нас, если мы сегодня предложим вам сделать старого, овеянного муссонами и пассатами пирата. |
Делаем характерную куклу; маленькие хитрости, приобретённые нами с опытом, могут помочь тем, кто возьмётся работать в этом жанре. Размер куклы мы выбрали сравнительно небольшой, около 30см, впрочем, если вы приметесь за подобную работу, габариты изделия, как и все его специфические особенности, могут ограничиваться только вашей фантазией. |
Нам понадобится:
|
- 1 пачка паперклея (200г);
- Кусок пенопласта;
- Металлические стеки;
- Наждачная бумага;
- Алюминиевая проволока;
- Акриловые краски;
- Кисточки;
- Матовый лак;
- Мохеровые трессы;
- Синтепон;
- Белый габардин;
- Тёмно-зелёный вельвет;
- Зелёная подкладочная материя;
- Чёрный и вишнёвый бархат;
- Полосатый габардин;
- Шёлк цвета топлёного молока;
- Золотой шнур, золотые бусины и бисер, люрекс;
- Нитки;
- Иголка;
- Ножницы;
- Прозрачный клей.
|
Шаг 1. Начинаем с головы. В кукольных магазинах продаются специальные пенопластовые яйца, но магазины эти есть не в каждом городе, да и не всегда есть возможность найти именно то, что вам нужно. Поэтому при изготовлении кукол мы вырезаем болванки для голов самостоятельно: некоторые виды пряжи продают на своеобразных пенопластовых бобинах – их-то мы и используем, организуя своего рода «безотходное производство» в своём творчестве (фото 1). Преимущество этого способа – вы можете получить именно те размер и форму, которые необходимы для реализации вашего замысла; недостаток – помимо болванки вы получаете массу «строительного мусора», утилизовать который нет никакой возможности.
|
Фото 1
|
|
|
|
Шаг 2. Насаживаем болванку на проволоку, достаточно длинную, чтобы служить основой для шеи и всего корпуса. Облепливаем болванку паперклеем и формуем лицо на свое художественное усмотрение (фото 2). Пират – это человек характерный, потому некоторая заостренность, гротескность лепки тут будет кстати. Мы, например, подчеркиваем кости черепа («Я худой, но жилистый», говорил Джек Леммон), надбровные дуги, тяжелую нижнюю челюсть, мимические морщины вокруг рта, жилы на шее и крупный кадык (фото 3). Крупные уши тоже посильно служат выразительности. Вообще помним золотую истину, высказанную кем-то из исследователей римского скульптурного портрета: крайний натурализм неизбежно превращается в гротеск. Этого нам и надо. Формуем плечи и оставляем все это (фото 4) сохнуть, желательно надев на полукруглую поверхность (типа колпачка от шампуня), чтоб на ней могли держаться плечи: им нужна опора, пока не просохнут.
|
|
Шаг 3. Обрабатываем голову наждачной шкуркой (фото 5). Чем меньше ее зернистость, тем лучше. Наждак вообще сильно меняет облик пластиковой формы, и чем тщательнее и дольше осуществляется эта доводка, тем лучше, но в данном случае мы оставили некоторые шероховатости на лице из художественных соображений: они создают впечатление обветренной кожи, рубцов, бородавок и пр.
|
Фото 5
|
|
|
|
Шаг 4. Лепим трубку, которая будет в левой руке (фото 6), и холодное оружие (назовем его тесак) для правой (фото 7). Трубка делается элементарно, наждачится, красится и лачится (фото 8); тесак – на проволочном каркасе, рукоять можно отделать на свой вкус (например, бисерной инкрустацией; тесаку это, конечно, не пойдет, а если будете делать приличную шпагу, тут пожалуйста), лезвие мы красили смесью черного с серебром, стараясь передать вороненую поверхность (фото 9). Эти детали продумываем с самого начала, потому что они не только раскрывают характер персонажа, но и определяют позу, т.е. именно от них будет зависеть положение рук. |
Фото 6
|
Фото 7
|
Фото 8
|
Фото 9 |
|
|
|
Шаг 5. Теперь лепим руки-ноги. Мы исходим из следующих пропорций, от которых Витрувий перевернулся бы в гробу: ладонь (зрелого мужчины) примерно равна по длине лицу (фото 10, 11), высота головы относится к длине всего тела как 1:6, опущенные руки доходят до середины бедра, середина роста – самая выступающая точка ягодиц. Рука держится на проволоке, лепим ладонь и до локтя, можно в каждый палец вставлять медную проволочку. Проработка кисти может быть бесконечно детализованной, мы ограничиваемся ногтями (продавливаем стеком), костяшками на тыльной стороне руки и основанием большого пальца. Чем больше фигура, тем больше оснований для тщательной обработки наждаком: мы добиваемся того, чтоб видно было утолщения фаланг на пальцах. Рука, поднесенная к лицу, отвлекает на себя едва ли не половину внимания, и ее обработка должна быть безупречной. Пират у нас одноногий, поэтому одну из конечностей заменяем «деревяшкой» (тоже лепной) (фото 12). |
|
Шаг 6. Теперь шьём туловище куклы – от плеч до бёдер. Сначала вырезаем прямоугольник из белой или телесной ткани с таким расчетом, чтобы одна его сторона была равна высоте туловища, а другая – обхвату плеч игрушки. Складываем лоскут пополам и делаем скошенными два его нижних угла, намечая тем самым узкие мужские бёдра. Затем сшиваем вместе две стороны прямоугольника, надеваем получившееся кольцо из ткани на лепные плечи куклы, скрепляем всё воедино клеем, набиваем синтепоном и зашиваем. Особенно следим за тем, чтобы проволоки, выходящей из шеи, хватило с избытком на всю длину туловища куклы (фото 13).
|
Фото 13
|
|
|
|
Шаг 7. Руки и лицо красим вместе, потому что цвет их должен быть соотносимым, а никакая чистая краска из тех, что вы найдете в продаже, не даст вам возможности придать кукле цвет, похожий на человеческий (фото 14, 15). Краски надо будет смешивать – и делать это сразу для всех телесных поверхностей. Наш пират, конечно, красней, чем обычный человек, проводящий рабочий год в офисе. Углубления вокруг глаз лучше сделать темней, чем все лицо. И реалистичнее, и глаза сверкать будут ярче (фото 16).
|
|
Шаг 8. Занимаемся ногами пирата. Отмеряем их длину исходя из упоминавшегося размещения ягодиц на организме. Отталкиваясь от уже имеющихся пропорций (у нас сшито тело до бёдер), отмеряем нужную длину ноги, сшиваем расширяющийся кверху «чехол», доходящий как раз до ягодиц (фото 17), надеваем его на лепную часть, прихватив клеем, набиваем синтепоном, зашиваем сверху. |
Фото 17
|
|
|
|
Шаг 9. С деревянной ногой, помимо покраски, никаких операций не произведёшь, а вот обычная потребует заботы о ботинке. Самый простой и в то же время достаточно выигрышный способ изготовления кукольной обуви – это слепить её из того же пластика, что и остальные твёрдые части работы. Но если куклы хочется одеть в носки или чулочки, приходится прибегать к разным ухищрениям. Ногу мы делаем в три этапа: сначала лепим цилиндрическую «болванку», не прорабатывая ступню и не прокрашивая; затем сшиваем чулок и надеваем его на затвердевшую основу (швом «через край» попутно прихватываем его к тряпичной части ноги); а затем, уже поверх ткани, лепим ботинок. Паперклей даёт хорошее сцепление с тканью, стоит лишь немного с ним повозиться. После того, как ботинок высохнет, красим его в коричневый, а пряжку – в бронзовый цвет (фото 18). |
Фото 18
|
|
|
|
Шаг 10. Наши куклы одеваются однажды и на всю жизнь, поэтому заботиться о том, будет ли сниматься сшитая на них одежда, нам не приходится. Соответственно, и порядок кроя и самого «одевания» может быть несколько непривычным. Ноги одеваем в штаны ещё до того, как прирастим их к туловищу: шьём две бархатные штанины с отворотами (на каждой выкраиваем сразу ещё и верхнюю часть, обхватывающую бёдра), надеваем их на ноги. |
Шаг 11. Только после этого пришиваем ноги к туловищу, сцепив проволоку, выходящую из детали, с формирующей «позвоночник» игрушки. Это необходимо прежде всего для устойчивости будущего изделия. Также благодаря наличию проволоки в конечностях можно формировать позу куклы; впрочем, мы придерживаемся того мнения, что в авторской игрушке поза также является элементом художественного замысла, она задаётся создателем раз и навсегда, и её нельзя менять произвольно. |
Шаг 12. Ноги приделаны к туловищу пирата; верхнюю часть штанов потайным швом сшиваем непосредственно на нём (фото 19). Подворачиваем и подшиваем их край; можно тоже несколькими стежками пришить его к туловищу. |
Фото 19 |
|
|
|
Шаг 13. Наряжаем куклу в рубаху. Основная часть её шьётся предельно просто: за основу берётся прямоугольник из белого габардина, по высоте соответствующий расстоянию от плеч до бёдер героя (плюс припуски), по длине достаточный, чтобы обернуть куклу, застегнув наряд на пуговицы (то есть обхват туловища плюс 1см плюс припуски). На плечах делаем две вытачки, снизу на полах срезаем и подшиваем углы. Так как игрушка небольшого размера, неминуемо возникнут трудности с миниатюрными пуговицами: такие очень трудно, а подчас и вовсе невозможно найти в продаже, не говоря уже о том, что по цвету и форме они должны соответствовать вашему замыслу. Мы вышли из положения, использовав продолговатые золотистые бусины (фото 20). Пришиваем их вдоль одного борта, вдоль второго вырезаем и обмётываем люрексом прорези для пуговиц и застёгиваем рубаху на корсаре. Ворот оставляем римским, так как поверх него будет ещё не один слой одежды, и, в силу миниатюрности куклы, нагромождение деталей может привести к появлению ненужного и нелепого утолщения. |
Фото 20 |
|
|
|
Шаг 14. Приступаем к самой роскошной части наряда – к камзолу. Сначала шьём его, как и рубаху, без рукавов. Выкраиваем спинку и две полочки (в самом общем виде это будет выглядеть как на фото 21, 22). Приталенный камзол облегает фигуру в верхней части, а чем пышней он будет от пояса и ниже колен, тем лучше. Сшиваем детали, выкраиваем аналогичные из подкладочной ткани и собираем всё вместе (фото 23). Пришиваем воротник типа стойки (две сшитые вместе полоски ткани шириной в сантиметр). |
|
Шаг 15. Обращаем внимание на отделку: вдоль одного борта пришиваем имитацию ряда мелких пуговиц (треугольники из золотистого бисера, по три бисеринки на каждый) (фото 24), вдоль другого – золотым люрексом вышиваем полоски-«прорези». Сзади, над разрезом, пришиваем хлястик, украшенный двумя золотыми бусинами-пуговицами. |
Фото 24 |
|
|
|
Шаг 16. Теперь возвращаемся к оставленным нами рукам. Прежде всего собираем их по тому же принципу, что и ноги: матерчатый чехол, расширяющийся кверху, соединение его с рукой на клею, набивка – и зашиваем (фото 25). А теперь одеваем руки в рукава точно так же, как ноги одевали в штанины: белый узкий рукав рубахи (прямоугольник из габардина, сшитый по длиной стороне), затем широкий – от камзола (шьётся по тому же принципу, но с подкладкой и с отворотом) (фото 26). Надеваем их на их законное место, закрепляем, а затем соединяем руки с туловищем – проволоку под рубахой пришиваем к телу как можно крепче, рукав (прихватив и мягкое тряпичное предплечье) вшиваем в предназначенное для него отверстие камзола (фото 27). Фигура корсара собрана! |
|
Шаг 17. Теперь вновь возвращаемся к идее характерной куклы. Грозные и отчасти гротескные черты нашему пирату придают кустистые и насупленные седые брови. Отрезаем для них тонкие прядки белого тресса. Брови мы делаем «домиком», сначала приклеиваем ту половину, что ближе к виску, а потом внахлест – ту, что от переносицы, и в верхней части оставляем у нее края волос, торчащие вверх, такой длины, какая нравится (фото 28); при желании добиться откровенного гротеска брови можно оставить такие, чтоб выдавались за пределы головы. |
Фото 28 |
|
|
|
Шаг 18. Возвращаемся от естественного к искусственному: у нас ещё остался невоплощённым такой непременный атрибут уважающего себя пирата как треуголка. Конструкция достаточно сложная, выполняется в несколько этапов. Сначала проволоку сгибаем в кольцо (фото 29), затем делаем ещё одну деталь, чуть больше этой, – треугольник (фото 30). После этого в трёх местах (по углам треугольника) соединяем их кусочками проволоки, идущими по диагонали (фото 31); прикручиваем их крепко, но стараемся всё же, чтобы сочленения по объёму не выходили за рамки разумного: бархат, конечно, скроет все ненужные выступы каркаса, но всё-таки надо стремиться к аккуратности. После изготовления каркаса выкраиваем из чёрного бархата тканевую часть треуголки (фото 32). Сшиваем её по коротким сторонам прямоугольников, надеваем на каркас, подшиваем так, чтобы бархат полностью скрывал проволоку. Натягиваем ткань очень сильно. Теперь шьём центральную часть шляпы Вырезаем из бархата две полукруглые детали, сшиваем их, слегка набиваем синтепоном и пришиваем к треуголке, предварительно немного вдавив её середину (фото 33). Получившееся изделие отделываем золотым шнуром… и пиратская шляпа готова! (фото 34) |
Фото 29 |
Фото 30 |
Фото 31 |
Фото 32 |
Фото 33 |
Фото 34 |
|
Шаг 19. Теперь повязываем корсару на голову треугольник из вишнёвого бархата (с обработанными краями!) как бандану (фото 35), а поверх него уже приклеиваем треуголку (фото 36). Из шёлка цвета топлёного молока вырезаем ещё один треугольник, обрабатываем его края и повязываем как шейный платок. |
Фото 35 |
Фото 36 |
|
|
Шаг 20. Кукла почти готова, осталось прикрепить её на подставку. Из ног мы оставили торчать концы проволоки, втыкаем их в паперклей, придаем ему форму дикой скалы и ставим ждать, когда засохнет (фото 37). Потом красим цветом дикой скалы (фото 38). Затем покрываем куклу матовым лаком. |
Фото 37 |
Фото 38 |
|
|
Теперь у нас есть пират! И у вас он тоже есть! |
|
Если и не настоящий, то лучше настоящего... |
|
Роман и Людмила Шмараковы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Эта кукла - высший пилотаж!!!
Наверное, нужно иметь определенный опыт, чтобы сотворить такое чудо, быть явно не новичком в этом деле
_______________________________________________
Все, что нас не убивает, делает нас сильнее!
(Ф. Ницше)
Спасибо!!!
А вот и нет, мы самые что ни на есть новички; это одна из первых наших работ. Наверное, неправильно при нашем статусе ещё кого-то учить, но и у нас уже появились маленькие секреты, приходящие с опытом, и нам хотелось, чтобы они были кому-то полезны. В общем, наши пять копеек в развитие кукольного искусства в России :)))) Очень рады, если Вам понравилось!!!
Для того, чтобы выразить свое восхищение, у меня, боюсь не хватит слов....
У Вас талант, я бы сказала даже - ТАЛАНЧИЩЕ...
Вы не думали о собственном бизнесе... Ведь вот такие вот поделки-игрушки - эксклюзив оооочень хорошо ценится (как в моральном плане, так и в финансовом)...
Еще раз, я просто восхищена....
Душевное спасибо за Вашу благосклонную оценку. Про бизнес мы, безусловно, напряженно думаем, но наша дума пока не приносит плодов. Приобрести известность - сложное дело, как выясняется. Но мы не унываем...:)
да, очень классно.Не могли бы вы по-подробнее рассказать о Паперклее. Он у вас белый, а нашел только " цвета мокрой клины", этот брикет в 10 кг- я его боюсь открывать- засохнет:(( какие меры предосторожности в работе с паперклеем. Прочитал вниматвльнее- ЭТО ВАША первая РАБОТА!!! Вы просто- талант !!! Удачи.
Неееет, это не первая, это одна из первых :) Но мы ещё и первого десятка не разменяли, так что первая, вторая или пятая - невелика разница :)
Да, пачка в 10 кг - это солидно... Но мы тоже не сразу всю пачку используем, а если со всеми возможными предосторожностями заклеить упаковку с остатками скотчем, - не засыхает. На скотч, правда, при такой работе тратится не меньше, чем на сам паперклей :)
Касательно цвета. На паперкдей очень легко ложится краска, и драконов наши лепились как раз из "цвета мокрой глины" и потом абсолютно нормально перекрашивались в зелёный, серый, золотой, и т.д. Если лицо будет, скажем, смуглое или раскрасневшееся, то никаких проблем нет вообще. Но если предполагается бОльшая бледность, наверное, лучше поискать белый паперклей... Да и вообще, в цветовом отношении с ним проще. Вы в Москве? в Русском Кукольном Доме продаётся точно.
..........
Чёртовы куклы - здесь: http://shmarakovy-dolls.narod.ru/
я-флорист.многое делаю своими руками.Но то что ВЫ-это очень красиво.СУПЕР!перфетто!
Ох, спасибо огромное!!
Незалогиненные авторы :)
Не позорте кукольников прежде чем соооотвортять такое чудо пойдите на курсы научитесь делать что-то лучше.